• Daria Smirnova

Дневник поездки #stollen_таглит

Пост обновлен июнь 24

1. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Волнуюсь и сгораю от нетерпения. Еду без ожиданий, но с большим желанием узнать, понять, увидеть, услышать, почувствовать и принять.

Я лечу в Израиль на 10 дней по программе #Таглит. Если кратко: это бесплатное путешествие для молодых людей с еврейскими корнями. Я слышала про эту возможность много раз, но относилась к подобному скептически, и, если честно, до последнего не могла поверить в реальность происходящего.

В конце октября заполнила анкету на сайте проекта Таглит, ответ пришел достаточно быстро, координатор #IsraelExperts написала, что я всё заполнила правильно с первого раза и запросила ксерокопии некоторых документов бабушки и ее родителей.

Тогда я рассказала о своём намерении родителям, не зная, как они отреагируют. Они были рады. Даже очень. И я благодарю их за поддержку и помощь в сборе некоторых документов, после предъявления которых организаторы Israel Experts одобрили заявку и направили все данные в консульство.

Через 20 дней я получила письмо с поздравлениями от организатора и подтвердила даты поездки. Могу сказать только одно - моей радости не было предела.

Сегодня, в день вылета, я не смогла уснуть. Пока собирала чемодан, всё время танцевала. К 7:30 приехала в Пулково, познакомилась с нашим #мадрихом Максом и такими же счастливчиками, как и я.

В 9:30 мы уже летим на историческую родину. В 13:40 я в Тель-Авиве. Все еще сложно поверить в это.

2. ДЕНЬ ВТОРОЙ

Нас предупреждали, что свободного времени будет мало. Так вот, чтобы написать этот пост я не пошла в бар. Решила побыть наедине с собой и осмыслить всё, что пережила за сегодня.

И ещё один факт. Я не знаю как, но за два дня 23 участника программы + охранник + гид + мадрихи стали семьей! Мы много общаемся, помогаем друг другу, постоянно что-то делаем вместе или весело проводим время. Удивительная атмосфера и безумный заряд положительных эмоций, когда мы вместе. Сейчас кажется, что это фантастика. И каждый из нас — кладезь чего-то интересного, кто-то провёл два года в Китае, кто-то учился в Польше, моя соседка по комнате работает в Radisson, у кого-то уже двое детей и так далее.

Я восхищаюсь природой Северного Израиля. Ощущение, что мы приехали в лето. Здесь много плантаций, где растут бананы, манго, авокадо, мандарины, лимоны и это меня вдохновляет! Здесь есть море и свежий теплый влажный воздух, о котором я мечтаю в Петербурге.

Очень много фотографирую. На телефон и фотоаппарат. Стараюсь поймать каждый момент, но что-то все равно успевает ускользать.

Сегодня мы зажгли свечи, символизирующие начало #шаббата. Это древняя традиция, про которую можно долго и много рассказывать, но лучше всего попробовать соблюдать шаббат, чтобы осознать силу одного дня полноценного отдыха.

3. ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Последняя ночь в #кибуце, и мы едем дальше. Наш гид сравнивает кибуц с колхозом, а мне это напоминает турбазу. Мы здесь как гости, поэтому в хозяйстве не участвуем.

Каждый день пробую новое национальное блюдо. Сегодня на завтраке это был джахнун. Кушаем много и хорошо. Обычно завтрак и ужин в том месте, где мы живем, а обед в кафе. В первый день нам выдали карточки, которыми можно расплачиваться в разных кафе. На один прием пищи (обед или ужин) есть 45 шекелей (13 долларов), в полночь оставшаяся сумма сгорает, но в это же время на карте снова такая же сумма (45 шекелей) на еду днем или вечером.

Сегодня мы заглянули в #Бахайские_сады. Бахаи — новая религия, объединившая всех богов. Сад — воплощение этой религии. Здесь всё гармонично и красиво, создано для того, чтобы через внешнюю гармонию мы обрели гармонию внутреннюю.

В день шаббата программа не слишком насыщенная, ведь это день отдыха. Но мы успели сходить к морю, погулять по #Хайфе и послушать лекцию о геополитике Израиля, о которой я, может быть, расскажу отдельно.

Гид Юлик постоянно рассказывает нам про особенности Израиля. От него я узнала про новый год деревьев — день, когда принято сажать деревья. Есть ещё новый год животных 😉 Напомню, что в Израиле живут по еврейскому календарю (солнечно-лунному), все праздники так или иначе связаны с луной. Вспомнили и социологию — обсудили явление джентрификации. Это когда проблемные районы делают более пригодными для жизни. В Израиле такие районы есть, и там создают условия для развития.

Информации много: я пишу заметки, записываю лекции на видео, фотографирую и в конце дня всё еще раз обдумываю, иначе всё быстро забывается. Для меня Таглит - это в первую очередь образовательная программа, а значит идеальная возможность познакомиться с культурой и традициями другой страны.

4. ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Сегодня мы ездили на сельскохозяйственную ферму с экологическими плантациями и грядками. Здесь не используют пестициды и реализовывают инновационные решения, например: выращивают растения без почвы, делают мешочки с землей, в которых можно выращивать зелень, используют большие контейнеры, которые можно поставить на балкон и вырастить что-то в них. Мы собирали мандарины, кормили животных, а в конце экскурсии каждый собрал с грядок зелень и готовил фокаччу. Здесь мне понравилось больше всего 😉

Днём мы приехали в #Тель_Авив, город, который является столицей бизнеса и развлечений, но не Израиля. Мы прогулялись по узким улочкам старого города #Яффо. Некоторым улицам присвоены названия знаков зодиака.

На две ночи мы остановились в #Абрахамхостел — самом хипстерском хостеле Тель-Авива. Здесь постоянно что-то происходит (воркшопы, мастер-классы, концерты и так далее) и есть открытая крыша. Ужин мы готовили сами на общей кухне, разделившись на команды и заранее закупив продукты в супермаркете. Получилось классно 😌

С 9 до 12 было свободное время, называемое в программе night out. Кто-то использует это время для баров, мне — хотелось гулять. Одна бы я успела больше, но просят гулять минимум по двое. Если кратко, то ночью и днем от города совершенно разные впечатления.

5. ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Сегодня к нам присоединились израильтяне. Мы заранее разделились на небольшие группы и придумали приветствия для новых участников. Они наши ровесники, отлично говорят по-русски, главное отличие между нами в том, что их родители когда-то репатриировались в Израиль из СССР.

Также в небольших группах мы гуляли по Тель-Авиву, ловили дзен у моря, и город открылся нам с новой стороны. Мы не могли пройти мимо рынка #Шук_кармель и района Неве Цедек. Всей группой обедали в ресторане, вкусно абсолютно всё, но #тхина и #хумус здесь особенные. После обеда гид Юлик продолжил знакомить нас с Тель-Авивом и провел ещё одну экскурсию по городу. Мы много обсуждаем и узнаём, но я уже начинаю уставать впитывать столько информации, и в тот день я думала только о #музее_иаспоры.

Благодаря программе Таглит я узнала больше о своих родственниках по маме и бабушке. Для меня это стало важно и безумно интересно. История моей семьи помогает мне разобраться в себе, а понимание своей природы и корней сильно влияет на самоидентификацию.

За неделю до поездки нас попросили заполнить древо своей семьи на сайте музея. Уже тогда я ждала день, когда окажусь в музее, и волновалась, когда объявили мою фамилию и рассказали больше о её происхождении. У кого-то фамилии были связаны с ремеслом, у кого-то с местностью, у кого-то с родом. Могу сказать только одно — горжусь своей семьей.

6. ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Мы выехали из Тель-Авива на юг, в пустыню #Негев, которая занимает 60% территории Израиля. О первых поселенцах и жизни в пустыне мы узнали в интерактивном центре Шаар аНегев. В этот же день встречались с евреем из Эфиопии.

Вечер и ночь провели в деревне бедуинов. Многие ждали этот день, но я немного разочаровалась: всё-таки место туристическое, в палатках есть розетки, на территории — горячая вода и душевые, вокруг бегают кролики и гуляют павлины, да и помимо нас было ещё несколько групп — тот эффект, на который я рассчитывала и о котором столько говорили был не достигнут. Но в любом случае, это было классно.

В месте, где мы были, нет змей и скорпионов, но нам всё равно провели инструктаж о том, что нельзя делать в пустыне. Дословно:

1. Не засовывать руки в дырки в земле.

2. Не засовывать руки в кусты.

3. Не переворачивать большие камни.

Ночью нам запретили разводить костёр из-за сильного ветра, а с женщиной-бедуинкой мы провели ограниченное количество времени и не смогли задать больше двух вопросов. В #пустыне ночью действительно холодно, мы немного прогулялись по ней, чтобы послушать звуки ветра и посмотреть на звёзды. Ощущение, что ты где-то на другой планете. И это кайф!

Вся группа спала в одной большой обогреваемой палатке, я бы назвала это шатром. Нас ждали спальники и матрасы. Вместо подушки у кого-то рюкзак, у кого-то кофта, у кого-то ничего. Хорошо, что все устали, и даже если кто-то храпел, никто этого не слышал. ⠀

7. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Утро в деревне бедуинов мне понравилось. Во-первых, нас встречал красивый рассвет, а, во-вторых, нас ждали приключения. Мы поехали в национальный парк #Масада и поднялись на крепость. На территории сохранились синагога, водные резервуары, бассейн и даже сауны, но самое классное - это, конечно, виды. Пустыня прекрасна, а еще с горы хорошо видно #мёртвое_море и горы, за которыми начинается Иордания.

Следующая остановка была на мёртвом море. Не у всех получилось поплавать, вода ещё холодная. Для меня достижением было выйти в купальнике, а силу мёртвого моря испытали только мои ноги. Основные рекомендации поведения на этом море узнать просто, я скажу не очевидные. Во-первых, босиком заходить в море будет как минимум неприятно, ощущение, что идешь по кораллам. Во-вторых, были те, кто „готовился‟ к встрече с морем и пользовался бритвой, а значит почти горели, когда заходили в море.

После купания мы поехали в киббуц, там было круче, чем в пятизвёздочном отеле. Особенно после ночи в пустыне. Вечер был душевный и музыкальный. Нас учили петь #нигун. Мы танцевали и рефлексировали.

8. ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Сложный и морально тяжёлый день, без которого #таглит был бы не настоящий.

Мы поехали из куббуца в #Иерусалим, мимо палестинской автономии и лагерей беженцев, мимо бетонных стен и трущоб, которые сложно забыть. Нам не стремились показать идеализированный образ Израиля, мы видели проблемы страны, у которой уже полгода нет правительства.

Иерусалим встретил нас прохладой и дождём. Идеальная погода для того дня, когда, наверное, каждый из нас плакал.

После поездки мы заполнили анкету, где написали три места, которые запомнились больше всего или произвели самое сильное впечатление. Вместо Мёртвого моря, Масады, Яффо я написала другие места, и одним из них был мемориальный комплекс #Яд_Вашем о катастрофе и героизме еврейского народа. Цель музея — увековечить память людей, которые подвергали свою жизнь и жизнь своей семьи опасности, спасая евреев в период Холокоста. Этих людей называют праведниками народов мира. Сам музей настолько аутентичный, что фотографировать в нём нельзя. Но что ещё более интересно — это его архитектура и задумки. Более пятидесяти лет Яд Вашем собирает имена жертв, документы и свидетельства, связанные с #Шоа.

В тот день нас ждало ещё одно тяжелое впечатление. Мы поднимались на гору #Герцеля. Это мемориал Иерусалима, также Хар-ха-Зикарон — «Гора Памяти». Здесь похоронены солдаты Израиля, погибшие на войне — от Войны за независимость до последних войн. На этом же кладбище хоронят выдающихся деятелей Израиля и мирового сионизма. Израильтяне и гид делились личными воспоминаниями об ушедших.

В тот день у нас был night out в Иерусалиме, идти никуда не хотелось, но этот вечер был последним с израильтянами, а значит не идти я не могла.

9. ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Вторая ночь в отеле Ramada. Как всегда, потрясающий и сытный завтрак, и в 9 утра мы уже едем на смотровую. К тому виду, который видели те, кто приезжал в #Иерусалим и мечтал о нем. Здесь мы совершили ритуал Шеэхияну.

Далее гид провел нам экскурсию по Еврейскому кварталу. В Иерусалиме можно гулять по земле, над землей и под землей. Сильнейшие и потрясающие впечатления. Место, в которое сразу влюбляешься и хочешь вернуться. Если говорить о #Стене_Плача, то это место вызвало неоднозначные впечатления.

Нам дали пару часов на обед и сувениры. Я отправилась на поиски фисташек и фиников на самый колоритный рынок - #Махане_Иегуда. Ни один рынок в Израиле не сравнится с тем, который увидели мы в Иерусалиме. Глаза разбегались, хотелось танцевать, скупить абсолютно все и торговаться. Ближе к четырем магазины начали закрываться, город готовился к шаббату — дню, когда вся страна отдыхает.

Вечером мы ходили в синагогу. Там попросили не снимать видео и не фотографировать, хотя то, что происходило в синагоге перед шаббатом, как минимум, безумно интересно. Это была небольшая перезагрузка и еще одно приятное впечатление. Так мы встретили субботу.

В отеле нас ждал самый вкусный ужин. Определённо точно, что в Израиле я набрала пару кг. Завершили день выступлениями в стиле TED: я рассказывала про йогу, Вова —про технологическую сингулярность, Маша — про ГМО. Ночью собрались в одном номере: общались, играли, развлекались.

10. ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

В шаббат общественный транспорт не работает, ТЦ закрыты, на дорогах практически нет машин — люди отдыхают и проводят время с семьей. Лифт работает в шаббатнем режиме: он останавливается на каждом этаже, что создает неудобства.

В шаббат программа дня не такая насыщенная как в обычные дни, но всё равно интересная. Мы посетили музей Израиля. Многие боялись, что мы будем смотреть на доисторические находки, а по факту оказалось, что захотели такое же место в Москве или Петербурге. Здесь был и парк скульптур, и макет Иерусалима, и детская зона, и фонтаны, и инсталляции, и сами экспозиции, конечно. Где-то нас встречали оливковые деревья или душистый перец, и повсюду меня преследовал аромат розмарина.

Вечером нам рассказывали про программу МАСА, про то, как можно учиться в Израиле. В очередной раз убедилась в бесконечном количестве возможностей.

В последний день мы вспоминали наши ожидания от Таглита.